Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

Обострение отношений Российской Федерации и Украины, а также возникновение между Москвой и Западом самого опасного, со времен "холодной войны", геополитического кризиса влияет на изменение роли Турции в транспортировке энергоресурсов с Востока на Запад.

Становится очевидным, в ближайшем будущем отношения между Европой, Российской Федерацией и Украиной будут выстраиваться на фоне затяжного вооруженного противостояния на Донбассе, а также активизацией процессов по интеграции Украины в европейское и евроатлантическое пространства. Как следствие, в среднесрочной перспективе не следует ожидать снижения напряженности между Москвой и Киевом, что неминуемо скажется и на газовой сфере. Не исключено, что с окончанием действия временных договоренностей, достигнутых между ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" на зимний период 2014-2015 гг., между российской и украинской сторонами разразится очередная газовая война, которая может поставить под угрозу транспортировку российского "голубого топлива" в Европу через украинскую газотранспортную сеть.

За последние десять лет, европейцы пережили несколько кризисов в газовых отношениях России и Украины, что ставило под угрозу энергетическую безопасность Европы и мотивировало их на диверсификацию источников и путей поставок энергоресурсов. Рассматриваются возможности увеличения поставок как сжиженного, так и трубопроводного газа со стран Северной Африки, Норвегии, а также США. Кроме того, значительное внимание уделяется получению доступа к каспийским газовым месторождениям через территорию Турции, что актуализировало планы по строительству Трансадриатического газопровода TAP (Trans-AdriaticPipeline), который является продолжением Трансанатолийского газопровода TANAP (Trans-AnatoliaPipeline). Планировалось, что реализация проектов TANAP-TAP позволит с 2018 года обеспечить поставки каспийского трубопроводного газа из Азербайджана в Европу в размере 10 млрд.куб.м в год. Вместе с тем, в связи с обострением ситуации на Украине, а также с отменой Россией строительства газопровода "Южный поток", европейское руководство обратилось к Азербайджану и Турции с просьбой увеличить пропускную способность газопровода TANAP до 20 млрд.куб.м газа в год.

С другой стороны, учитывая важность европейского рынка для сбыта российского газа (доля европейцев в структуре газового экспорта Российской Федерации составляет около 80 %), а также желание уменьшить зависимость транспортировки газа в Европу от украинской ГТС, руководство Российской Федерации в 2007 году объявило о планах реализовать проект "Южный поток", который предусматривал строительство газопровода по дну Черного моря в обход Украины. В переговорах с Москвой, руководство Турции неоднократно предлагало пустить этот газопровод не по дну моря, а по территории Турции, что позволяло бы снизить затраты на строительство трубопровода, но и поставило бы Москву в зависимость от Анкары. В связи с этим, предложения турецкой стороны постоянно отклонялись. Вместе с тем, переход к практической реализации проекта "Южный поток" усложнялся третьим европейским энергетическим пакетом, который обязывал членов Европейского союза отделять деятельность газовых компаний по транспортировке газа от добычи и поставки, что, в свою очередь, не позволяло ОАО "Газпром" получить разрешительные документы от правительства Болгарии, по территории которой необходимо было проложить газопровод. Руководство российской Федерации надеялось на то, что Европейский союз сделает исключение для российских проектов. Однако, обострение отношений между Европой и Российской Федерацией в свете конфликта на Востоке Украины повлияло на категоризацию позиции Брюсселя и усиление давления на правительство Болгарии, что привело к отмене российской стороной планов по реализации проекта "Южный поток" и подписания 1 декабря 2014 года меморандума о строительстве российско-турецкого газопровода через Черное море в европейскую часть Турции. Особенностью проекта является то, что проектируемая мощность будущего газопровода составит 63 млрд.куб.м газа в год, как и предусматривалось для "Южного потока", а для его наполнения планируется использование уже практически построенная в Краснодарском крае и Ростовской области инфраструктура.

Активно поддерживая проект TANAP-NAP, Брюссель, возможно, надеялся, что Анкара примет сторону Европейского союза и поможет "усмирить" Кремль. В свою очередь, Москва, вероятней всего, надеялась на отмену участия турецкой стороны в европейских проектах. Но руководство Турции приняло прагматичное решение, оно поддержало оба проекта. Следует отметить, что турецкая компания с государственной долей BOTASстала активным участником как европейского, так и российского проектов. На встрече с послами в Скопье премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что его страна должна использовать свое географическое положение для получения максимальной выгоды от транзита энергоресурсов. И она эту выгоду получает. На сегодняшний день уже ведутся переговоры как с Азербайджаном, основным инвестором проектов TANAP-TAP, так и с российской стороной о получении турецкими потребителями скидки на газ. Используя иностранные инвестиции (Азербайджана и России) Турция строит на своей территории разветвленную газотранспортную сеть, которая может использоваться для газификации собственных регионов, а также для транзита "голубого топлива" в Европу.

Кроме того, в современной геополитической ситуации Турция постепенно превращается в достаточно сильного мирового и регионального игрока. 

 

Logo CBSS fl

rudv.ru
Создание сайта, аренда интернет-магазина